Современная автомобильная промышленность выпускает множество моделей автомобильных цистерн для перевозки нефтепродуктов.
Конструкция цистерн зависит, в основном, от рода перевозимого жидкого топлива и своего назначения.
В автомобильных цистернах перевозят не только жидкое топливо и масла, но и пищевые и химические продукты.
В зависимости от назначения автоцистерны подразделяются на транспортные и топливораздаточные.
Транспортные автоцистерны делятся на цистерны и контейнеровозы.
Топливозаправочные цистерны в свою очередь делятся на:
- топливозаправщики (ТЗ),
- маслозаправщики (МЗ),
- передвижные АЗС (ПАЗС).
Цистерны изготавливают на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов различной грузоподъёмности.
В сельском хозяйстве автоцистерны применяют не только для перевозки нефтепродуктов с нефтебазы на собственные склады ГСМ, но так же для снабжения топливом и маслами полевых хранилищ нефтепродуктов, обслуживающих тракторные бригады, а в отдельных случаях – для заправки автомашин, тракторов и комбайнов непосредственно в борозде.
Передвижные АЗС (ПАЗС) применяются для заправки автомобилей и других машин на автомагистралях в местах, где отсутствуют стационарные АЗС, а также для заправки автомобилей и другой техники по линии МЧС и Гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях.
Передвижные АЗС выпускаются двух моделей:
- 3152 на шасси автомобиля ЗИЛ-130
- 3137 на прицепе ИАПЗ-7548.
ПАЗС оборудуются топливораздаточным оборудованием и счётчиком. Привод топливораздаточной колонки – от электродвигателя. Питание электродвигателя топливного насоса осуществляется от съёмного унифицированного электрогенератора АБ-1-Т/230 или от внешней сети 220 В.
Топливозаправщики – самоходные автоцистерны, оборудованные заправочным оборудованием, применяются для заправки автотранспортной техники топливом и маслами в сельском хозяйстве, автохозяйствах и на аэродромах для заправки топливом самолётов. Оборудованы насосами и счётчиками жидкости. Привод насоса осуществляется от раздаточной коробки двигателя.